Статьей 15 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" установлено, что все организации, за исключением бюджетных учреждений, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Квартальная отчетность представляется в течение 30 дней по окончании квартала, а годовая - в течение 90 дней по окончании года.
Способы представления отчетности:
Бухгалтерская отчетность может быть представлена непосредственно или передана через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.
Отметим, что согласно п. 6 ст. 13 Закона о бухгалтерском учете, бухгалтерская отчетность составляется, хранится и представляется пользователям бухгалтерской отчетности в установленной форме на бумажных носителях. При наличии технических возможностей и с согласия пользователей бухгалтерской отчетности организация может представлять бухгалтерскую отчетность в электронном виде (НК РФ не предусмотрена обязанность представления налогоплательщиком в налоговый орган бухгалтерской отчетности в электронном виде). Отсюда следует, что налоговая инспекция не может предъявлять к налогоплательщику такое требование.
Законом о бухгалтерском учете установлено, что пользователь бухгалтерской отчетности не вправе отказать в принятии бухгалтерской отчетности, и обязан по просьбе организации проставить отметку на копии бухгалтерской отчетности о принятии и дату ее представления. При получении бухгалтерской отчетности по телекоммуникационным каналам связи пользователь бухгалтерской отчетности обязан передать организации квитанцию о приемке в электронном виде.
Днем представления организацией бухгалтерской отчетности считается дата отправки почтового отправления с описью вложения, или дата ее отправки по телекоммуникационным каналам связи, или дата фактической передачи по принадлежности.
Подготовка и составление бухгалтерской отчетности включает несколько этапов:
- проведение ежегодной плановой инвентаризации;
- обнаружение и исправление ошибок в первичной и учетной документации;
- окончательная систематизация и группировка первичных документов, и передача их на хранение. Одновременно с подготовкой к составлению отчета организация формирует учетную политику на следующий год. Следует учесть, что учетная политика в состав бухгалтерской или налоговой отчетности не входит и сдача ее в налоговую инспекцию законодательством не предусмотрена.
Далее заполняются формы годовой отчетности: бухгалтерский баланс (форма N 1), отчет о прибылях и убытках (форма N 2), отчет об изменениях капитала (форма N 3), отчет о движении денежных средств (форма N 4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5).
При оценке финансового состояния на перспективу могут приводиться показатели оценки структуры баланса (текущей ликвидности, обеспеченности собственными средствами и способности восстановления (утраты) платежеспособности). При оценке платежеспособности следует обратить внимание на такие показатели, как наличие денежных средств на счетах в банках, в кассе организации, убытки, просроченную дебиторскую и кредиторскую задолженность, не погашенные в срок кредиты и займы, полноту перечисления соответствующих налогов в бюджет, уплаченные (подлежащие уплате) штрафные санкции за неисполнение обязательств перед бюджетом.
С целью формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, в бухгалтерскую отчетность организации надлежит включать дополнительные показатели забалансовых статей (в случае их существенности).
При составлении отчетности исправление ошибок и раскрытие информации об ошибках в бухгалтерском учете и отчетности организаций производятся в соответствии с правилами, установленными ПБУ 22/2010 "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности".
Согласно которого выявленные ошибки и их последствия подлежат обязательному исправлению. Ошибка отчетного года, выявленная после окончания этого года, но до даты подписания бухгалтерской отчетности за этот год, исправляется записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета за декабрь отчетного года
Ошибка признается существенной, если она в отдельности или в совокупности с другими ошибками за один и тот же отчетный период может повлиять на экономические решения пользователей, принимаемые ими на основе бухгалтерской отчетности, составленной за этот отчетный период. Существенность ошибки организация определяет самостоятельно, исходя как из величины, так и из характера соответствующей статьи (статей) бухгалтерской отчетности (п. 3 ПБУ 22/2010). Не являются ошибками неточности или пропуски в отражении фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности, выявленные в результате получения новой информации, которая не была доступна на момент отражения таких фактов хозяйственной
Отчетность субъектов малого предпринимательства
Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ предусмотрена упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности. Об этом сказано в Федеральном законе от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". В настоящее время субъектами малого предпринимательства могут считаться организации со средней численностью до 100 человек, выручкой до 400 млн руб., доля других организаций в уставном капитале которых не превышает 25% (ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ).
Такой субъект малого предпринимательства имеет право не представлять в составе бухгалтерской отчетности отчет об изменениях капитала (форма N 3), отчет о движении денежных средств (форма N 4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5), пояснительную записку.
Малые предприятия могут раскрывать в бухгалтерской отчетности меньший объем информации по сравнению с объемом, предусмотренным для иных субъектов предпринимательства. Это объясняется тем, что субъекты малого предпринимательства не применяют некоторые бухгалтерские стандарты. Например, такие организации могут отражать в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности только суммы налога на прибыль отчетного периода без отражения сумм, способных оказать влияние на величину налога на прибыль последующих периодов. В бухгалтерской отчетности малого предприятия могут не раскрываться отложенные налоговые активы, отложенные налоговые обязательства, как того требует ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций", применять который субъекты малого предпринимательства не обязаны.
Эти же субъекты вправе:
- отражать в бухгалтерской отчетности последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, перспективно, за исключением случаев, когда иной порядок установлен законодательством Российской Федерации и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету (п. 15.1 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации);
- осуществлять последующую оценку всех финансовых вложений в порядке, установленном ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений" (п. 19) для финансовых вложений, по которым их текущая рыночная стоимость не определяется;
- признавать все расходы по займам прочими расходами (п. 7 ПБУ 15/2008 "Учет расходов по займам и кредитам");
- исправлять существенную ошибку предшествующего отчетного года, выявленную после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, в порядке, установленном п. 14 ПБУ 22/2010, без ретроспективного пересчета (п. 9 ПБУ 22/2010).