Налоговая отчетность

Состав налоговой отчетности зависит от того, какой режим налогообложения он применяет.

Если организация работает на общем режиме налогообложения, то она должна представить декларации по НДС и налогу на прибыль в обязательном порядке. Если речь идет об индивидуальном предпринимателе на общем режиме налогообложения, то он должен сдать налоговую декларацию по НДФЛ (по форме 3-НДФЛ).

При наличии движимого и недвижимого имущества, учитываемого на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, организации обязаны представлять декларацию по налогу на имущество. Если у организации имеются транспортные средства, то она в соответствии со ст. 363.1 НК РФ обязана составлять и представлять налоговую декларацию по транспортному налогу. Если имеется в собственности земельный участок или организация владеет участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, то она обязана представлять налоговую декларацию по земельному налогу. Обязанность представления установлена ст. 398 НК РФ.

Индивидуальные предприниматели, применяющие общую систему налогообложения, представляют декларацию по НДФЛ (обязанность представления установлена ст. 229 НК РФ).

Скажем несколько слов об отчетности по страховым взносам. Отчетность по страховым взносам на обязательное социальное страхование представляется в форме расчетов. Такие расчеты обязаны подавать все плательщики страховых взносов, а именно:

  • страхователи, которые выплачивают вознаграждения физическим лицам по трудовым договорам и отдельным видам гражданско-правовых договоров;
  • индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные нотариусы, которые не используют наемный труд и платят страховые взносы сами за себя .

Однако формы расчетов, периодичность и сроки их представления в органы контроля для данных категорий плательщиков различаются. Так, организации и индивидуальные предприниматели, которые выплачивают вознаграждения физическим лицам по трудовым и гражданско-правовым договорам, сдают расчеты по страховым взносам по итогам каждого отчетного периода.

Организация подает отчетность по взносам по нетрудоспособности и материнству по форме-4 ФСС, в территориальное отделение ФСС РФ по месту учета компании.

Далее представляется отчетность по страховым взносам на ОПС и ОМС в территориальное отделение ПФР по месту учета компании (форма расчета - РСВ-1 ПФР).

Организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, в соответствии со ст. 346.23 НК РФ обязана подать налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением данной системы налогообложения. При этом организации, применяющие УСН, не представляют декларации по налогу на прибыль, по НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а также НДС, уплачиваемого при осуществлении операций по договору простого товарищества, договору доверительного управления имуществом или концессионному соглашению на территории РФ), по налогу на имущество. Индивидуальные предприниматели, принимающие УСН, не представляют декларацию по НДФЛ.

Если налогоплательщик осуществляет виды деятельности, облагаемые единым налогом на вмененный доход, он согласно ст. 346.32 НК РФ обязан представлять декларацию по ЕНВД.

Формы налоговых деклараций, если они не утверждены законодательством о налогах и сборах, а также порядок представления налоговой декларации в электронном виде разрабатываются и утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
Напомним, что за неполное перечисление налога теперь предусмотрен штраф 20% от недоудержанной и неперечисленной суммы (ст. 123 НК РФ).

Обратите внимание еще на один важный документ - Приказ ФНС России от 9 ноября 2010 г. N ММВ-7-6/534 "Об утверждении форматов, используемых в электронном документообороте при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде (на основе XML) (версия 5)". Этим Приказом утверждены следующие форматы:

  • Формат представления сведений информационного сообщения о доверенности, выданной представителю о наделении его полномочиями по исполнению обязанностей в налоговых органах в электронном виде;
  • Формат представления сведений уведомления об уточнении налоговой декларации (расчета) в электронном виде;
  • Формат представления сведений квитанции о приеме налоговой декларации (расчета) в электронном виде;
  • Формат представления сведений подтверждения даты отправки налогоплательщиком (представителем) декларации (расчета) в электронном виде;
  • Формат представления сведений уведомления об отказе в приеме налоговой декларации (расчета) в электронном виде;
  • Формат представления сведений извещения о вводе сведений, указанных в налоговой декларации (расчете) в электронном виде;
  • Формат представления сведений извещения о получении электронного документа (документов) в электронном виде.

Согласно п. 7 ст. 80 НК РФ налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщика включения в налоговую декларацию сведений, не связанных с исчислением и уплатой налогов, за исключением:

  1. вида документа - первичный (корректирующий);
  2. наименования налогового органа;
  3. места нахождения организации (ее обособленного подразделения) или места жительства физического лица;
  4. фамилии, имени, отчества физического лица или полного наименования организации (ее обособленного подразделения);
  5. номера контактного телефона налогоплательщика.

Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации по каким-либо основаниям и обязан по просьбе налогоплательщика проставить отметку на копии налоговой декларации о принятии и дату ее представления.
Налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки. При этом налогоплательщик обязан представлять налоговые декларации в установленные законом сроки независимо от результатов расчетов сумм налогов к уплате по итогам тех или иных налоговых периодов (например, в связи с отсутствием налогооблагаемой базы).

Вместе с тем в данном Письме Минфин России привел примеры арбитражной практики. Дело в том, что суды по этому вопросу встают на сторону налогоплательщиков.

Так, в Постановлении от 23 октября 2009 г. N КА-А40/11061-09 по делу N А40-90529/08-109-415 ФАС Московского округа сделал вывод, что представление декларации по старой форме не может служить основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности по ст. 119 НК РФ.

В Постановлении ФАС Уральского округа от 5 июня 2008 г. N Ф09-4050/08-С3 по делу N А76-26367/2007 (Определением ВАС РФ от 22 августа 2008 г. N 10521/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ) был сделан вывод о том, что представленная декларация не была произвольной и содержала все необходимые для исчисления и уплаты налога сведения, а ст. 119 НК РФ не установлена ответственность за представление налоговой декларации неустановленной формы.